Mansun: Марс атакует

В 1997 году они свалились на английскую музыкальную сцену буквально ниоткуда, как, впрочем, и полагается приличным инопланетянам. Их первый альбом, "Attack Of The Grey Lantern", штурмовал все мыслимые и немыслимые хит-парады, дебютировав в большинстве из них сразу на первом месте. В том же 1997-м они умудрились получить награду British Awards, став, таким образом, первой и пока единственной командой, удостоившейся той престижной премии еще до релиза дебютного альбома. Если недальновидные критики попытались оказать пришельцам достойное сопротивление, называя их очевидными брит-поперами и наглыми эксплуататорами бессмертного наследия Pink Floyd и The Beatles, то широкая общественность сдалась натиску этих талантливых и крайне уверенных в себе ребят практически сразу. Таким образом, расположение землян группе Mansun удалось завоевать в рекордно короткий срок - менее чем за два года с момента образования.

Парадокс заключается в том, что единственной причиной для создания команды в 1995 году стало желание 23-летнего студента Пола Дрэпера и его друга Стоува Кинга наконец-то покинуть пределы родного города Честера. И они поступили так, как поступает масса скучающих молодых людей без четких планов на будущее и с кучей амбиций, - создали рок-группу. Пол добровольно взвалил на свои плечи непростую роль вокалиста и сочинителя песен, а Стоув облюбовал бас. Для того, чтобы ;тать полноценной командой, им не хватало сущего пустяка - гитариста. Может быть, вся эта затея с группой закончилась бы, так и не успев толком начаться, если бы во время набега на местные пабы ребята не познакомились с Домиником Чадом, менеджером одного из питейных заведений, который умел отлично играть на гитаре.

Итак, коллектив был сформирован ударник Энди Рэтбоун присоединился к трио позже, во время записи альбома), и название этому коллективу было общими сипами придумано - Grey Lantern. Правда, вскоре один из друзей Пола назвал это самым жутким словосочетанием, которое ему когда-либо доводилось слышать (за что ему большое человеческое спасибо). А ансамбль переименовали в A Man Called Sun, в честь старой композиции группы The Verve, а со временем это наименование превратилось в более короткое и звучное Mansun. Теперь можно было начать осуществление планов по завоеванию мира и внедрению в жизнь разумного, доброго и вечного. Ребята сочинили несколько песен и стали потихоньку репетировать.

Именно во время одной из таких репетиций их услышал представитель известной звукозаписывающей фирмы и тут же потребовал демо-запись, пообещав замолвить за них словечко в Лондоне. Очень скоро на группу посыпались предложения от десятка звукозаписывающих кампаний. Некоторые из этих предложений были очень выгодными, но ни одно из них юные дарования полностью не устраивало, поэтому релизом своего дебютного сингла, "Take It Easy Chicken", они решили заняться самостоятельно. Денег удалось наскрести только на то, чтобы нaштaмпoвaть тысячу виниловых пластинок 999 экземпляров ребята разослали по магазинам, где они разошлись за 48 часов, а один отправили Сгиву Лэмаку и Джонy Пилу, самым популярным ди-джеям на известной лондонской радиостанции "Radio-1". Несколько недель спустя Пил пригласил их в свое шоу, а Лэмак поставил "Take It Easy Chicken" в плей-лист ВВС "Radio-1", назвав запись лучшим синглом недели. Следующий сингл вышел уже на лейбле Parlophone в количестве 20 000 штук и в трех форматах. Но поскольку на всех желающих пластинок все равно не хватило, пришлось сделать дополнительный тираж.

Как видите, путь Mansun к славе нельзя назвать тернистым. Тут надо отметить, что все представители шоу-бизнеса и музыканты, встречавшиеся будущим звездам на этом пути, на их творчество реагировали либо бурным восторгом, либо полным его (творчества) неприятием. Но такая реакция вполне закономерна, ведь в музыке MANSUN самым непостижимым образом переплелись элементы психоделии, брит-попа, глэм-рока и бог-знает-чего-еще. Самое удивительное, что при всем этом творчество Mansun начисто лишено всяких жанровых ограничений. Да, в некоторых песнях действительно чувствуется влияние Pink Floyd, The Verve и даже Manic Street teachers, но это вовсе не говорит о том, что ребята просто "слизывали" мелодии с произведений вышеупомянутых коллективов. То, что делали и до сих пор продолжают делать MANSUN, скорее, можно назвать "фантазиями на тему". Они построили свое собственное, сугубо индивидуальное звучание с учетом ошибок "старших товарищей". Основная заслуга группы заключается в том, что ей удалось не поддаться обаянию брит-попа и успешно балансировать на тонкой грани между популярной музыкой и индепендентом.

Итак, после головокружительного взлета "Attack Of the Grey Lantern" на вершины чартов в 1997 году многие пророчили группе не менее стремительное падение, мол, уж больно неожиданно все вышло. Но не тут-то было, после первого успеха волю Mansun к победе сломить бы-то уже невозможно, тем более, что на их защиту плотными рядами встали толпы фанатов. Вообще, отношения между музыкантами и их поклонниками - это отдельная история. Из ныне существующих британских групп столь преданные фанаты имеются разве что у Suede и Manic Street Preachers. Горячих почитателей творчества Mansun можно найти везде, начиная от Южной Америки и Японии и заканчивая Россией и Новой Зеландией. В любом городе мира проживает хотя бы с десяток их почитателей, причем они наверняка знакомы между собой. Такой ажиотаж вокруг команды объясняется не только талантом и приятной внешностью ее участников, но и их теплым отношением к собственным поклонникам, с которыми музыканты поддерживают отношения через фэн-клуб и Интернет, а периодически даже идут на личный контакт, а ведь на такой подвиг готовы далеко не все знаменитости. Глубоко преданные группе Mansun составляют довольно узкую прослойку населения. Простым же смертным забыть о существовании команды в промежутке между релизами первого и второго альбомов не давали выпуски новостей и светской хроники, в которых сообщалось то об очередной пьяной выходке Чэда, то о нелестном высказывании Пола в адрес собратьев-бритпоперов. Кроме того, Mansun регулярно появлялись на телевидении и ездили в мировые турне с Дэвидом Боуи и Manic Street Preachers. А самыми скандальными стали гастроли с Cast.

Чeго только ни происходило с ребятами и их коллегами из группы Cast во время этой поездки! Особого внимания заслуживает история о том, как Стоув попытался убить одного из слушателей прямо во время концерта. Слушатель, конечно, тоже был хорош - нечего выкрикивать грубости в адрес гомосексуалистов. Тонкая душа Стоува этого не вынесла, и он, спрыгнув со сцены, приложил грубияна басом по голове, (в скобках заметим, что этот инцидент совершенно не свидетельствует о сексуальной ориентации самого Стоува). Пол тоже не пожелал оставаться на стороне, но справедливо рассудил, что двое против одного - это нечестно. И потому ограничился погромом оборудования сцены стоимостью в несколько тысяч фунтов стерлингов, в знак протеста Очень может быть, что у покалеченного любителя-слушателя оказались друзья в полиции, так как несколько дней спустя группу в полном составе арестовали по обвинению... в терроризме. Доказать причастность парней к взрывам, учиненным ИРА, полисменам так и не удалось, зато во время обыска в гастрольном автобусе нашли наркотики. Судя по всему, немного, поскольку под статью музыканты все же не попали. Почувствовав мощную поддержку в лице группы Cast, Mansun решили не останавливаться на достигнутом. Через пару дней обе команды выселили из отеля в городе Нортвиче среди ночи, а в соседнем Ньюкасле Пола Дрепеpa и Питера из Cast арестовали за возмущение общественного спокойствия.

Однажды в поиске источника вдохновения Пол решил завести дневник, куда записывал хронику событий и все свои мысли. Именно этот дневник, а также книга "Теперь нас шестеро" А. Милна, автора приключений Винни-Пуха, легли в основу второго альбома команды, "Six". После великолепного пилотного сингла "Being A Gin" диск несколько разочаровывал. Как того и следовало ожидать, злую шутку с Mansun сыграла их любовь к пафосу и театральным эффектам. Долгожданная пластинка оказалась нe слишком удачной попыткой возродить жанр концептуального альбома. Хотя нельзя не отметить, что и на этом диске есть несколько весьма неплохих ходов, правда, вычленить их можно раза с десятого, а прослушать "Six" такое количество раз смогут только самые преданные поклонники группы. Но если вам это все же удастся, ваши титанические усилия будут вознаграждены сполна. "Six" все-таки очень эмоциональный, откровенный и просто безумно красивый альбом.

Как-то Пол Дрэпер заявил, что главное преимущество Mansun заключается в постоянном развитии и самосовершенствовании: "Что-то может получаться у нас лучше, что-то хуже, но главное, что мы никогда не стоим на месте". Похоже, что это развитие закончилось с релизом третьего студийного альбома группы - "Little Kix". Видимо, на сей раз вдохновение музыканты черпали исключительно из собственного дебюта, "Attack Of The Grey intern", что совершенно не пошло им на пользу. "Little Kix" - это сделанный по всем правилам жанра, тщательно продуманный и спродюсированный диск, что делает его довольно скучным. Если раньше Mansun вы не слушали или слушали невнимательно, то смело покупайте альбомом, он вам наверняка понравится, потому что Mansun все-таки очень хорошая группа. Но если вы их давний поклонник, то вместе с приобретением диска получите шанс здорово разочароваться, ведь все это уже было на "Attack...". За последние годы музыканты Mansun стали рассудительными людьми и профессиональными музыкантами, тогда как всего несколько лет назад были ни на кого не похожими инопланетянами. И те, старые Mansun, вызывали гораздо большую симпатию, хоть и не владели музыкальными инструментами. Ведь у них в руках были инструменты гораздо более тонкие - человеческие души, из которых они могли выжимать любые эмоции по собственному желанию. Все-таки успех может испортить кого угодно, даже пришельцев из другой Галактики.

В одном из последних интервью Чэд намекнул на то, что "Little Kix", возможно, их последний альбом. Это неточно, но все же имейте в виду... Они ведь теперь разумные люди и реально смотрят на вещи. Посудите сами: первый альбом вошел в мировую музыкальную историю, второй очень хорошо продавался, несмотря на отрицание моды, ну а третий... Говорят, что Стоув Кинг серьезно увлекся мотогонками, а ударник Энди Рэтбоун недавно приобрел ферму. Так, на всякий случай, мало ли как все сложится дальше.

автор: Анастасия Захарова
источник: "Ровесник"
год: 2001

Hosted by uCoz